Есть вещи, актуальные во все времена, несмотря ни на что. И не потому, что они актуальны в данный момент или находятся на пике моды. Просто от них никуда не деться, никак не обойтись. И услуги похоронного бюро как раз относятся к этому разряду. Рассмотрим в статье, как начать подобный бизнес и удержаться на плаву.
Особенности ритуального бизнеса
Как бы странно ни звучало, но похоронный бизнес — это прежде всего живые люди. Именно с ними вам придется иметь дело, а они порой ведут себя не совсем адекватно, потому что находятся в некотором шоке от случившегося. Поэтому работникам очень важно быть тактичными, терпеливыми и деликатными.
И помните, что в частные ритуальные агентства люди обращаются прежде всего за высоким уровнем сервиса. Поэтому лучше иметь в арсенале весь комплекс услуг, а это:
- подготовка необходимых документов;
- выбор подходящего семье места захоронения;
- обустройство могилы (собственно рытье, установка ограды, подготовка места для памятника);
- предоставление катафалка с шофером;
- соответствующая подготовка тела (санитарная обработка, обеспечение сохранности до похорон, гримирование и т.п.);
- предоставление гробов, изготовление оградок и памятников, продажа других необходимых атрибутов (венки, свечи, кресты, траурные ленты и так далее);
- музыкальное сопровождение.
Следует учитывать, что у различных религиозных конфессий свои похоронные обычаи и традиции, которые необходимо соблюдать.
Если предприниматель стеснен в средствах, начать бизнес можно без катафалка. Его заказывают у транспортных компаний. По мере развития бизнеса можно будет купить собственный и нанять водителей.
Еще одной особенностью бизнеса является высокая конкуренция, которую начинающий предприниматель воспримет с опаской. Однако, грамотный бизнес-план, продумывание всех деталей и нюансов, выгодное отличие от конкурентов, в том числе по ценовой политике, помогут бизнесу выжить и приносить стабильный доход.
Как работают похоронные агентства
Главная задача предпринимателя — опередить конкурентов в поиске “клиента”, то есть покойника. Для этого часто владельцы похоронных бюро заключают сделки с сотрудниками больниц, поликлиник и других причастных организаций по предоставлению информации. Это нелегально, но факт современных реалий.
В остальном работа сотрудников похоронного бюро с клиентом — это чистая психология. Большинство людей понятия не имеет, что делать, когда умирает близкий. Они находятся в полной растерянности.
Необходимо убедить человека, что именно ваше агентство — наилучший выбор для него, что у вас лучшие товары и услуги, а цены ниже, чем у конкурентов, что вы готовы исполнить любую прихоть клиента и помочь проводить усопшего в последний путь со всеми почестями.
И, как уже говорилось выше, необходимо соблюдать максимальную тактичность и суметь правильно услышать клиента.
Как открыть бюро ритуальных услуг
Как и в любом другом бизнесе для начала нужен грамотный бизнес-план. Вы можете написать его самостоятельно или, при отсутствии опыта, заказать у профильной компании. Он поможет вам избежать многих ошибок и не упустить важных деталей на старте.
Бизнес-план состоит из следующих пунктов:
- описание бизнеса;
- анализ рынка, конкурентов;
- регистрация бизнеса;
- производственный план;
- финансовая часть;
- выявление рисков и способы их нивелирования;
- реклама.
Как зарегистрировать ритуальное бюро
С недавнего времени отменено лицензирование похоронных агентств, достаточно лишь зарегистрировать бизнес как ИП или ООО. Лучше выбрать упрощенную систему налогообложения. После этого необходимо встать на учет в налоговой службе.
Выбор помещения
Место расположения похоронного бюро не имеет большого значения. Это точно не должны быть центральные или деловые районы города, вполне подойдет спальный. Необходимо будет получить разрешения от СЭС и пожарной службы.
Помещение должно быть достаточно просторным, ведь вам необходимо разместить в нем весь ассортимент товаров. Одни только гробы занимают внушительное место. В идеале размеры должны быть не менее 200 квадратных метров.
Оборудование
Основное оборудование — это мебель и оргтехника. Для приемной нужны удобные кресла и диваны, небольшой столик, шкафы и полки.
Соответствующая мебель, компьютер и канцтовары понадобятся в административной части. В демонстрационный зал понадобится разместить стеллажи и витрины для размещения товаров.
Персонал
Работа в ритуальном агентстве подойдет далеко не каждому. Сотрудники должны быть эмоционально устойчивыми, вежливыми, тактичными и уметь работать с людьми. При этом они должны еще уметь продавать.
Самая главная и самая ответственная роль в бизнесе принадлежит менеджеру по работе с клиентами. Это должен быть человек с психологическим образованием или со знаниями основ психологии. Именно он рассказывает о порядке проведения процедуры, предлагает товары и услуги в разном ценовом диапазоне, помогает определиться с выбором.
Роль директора хотя бы на первое время может выполнять владелец бизнеса. Понадобится администратор, который оформляет конечный заказ, ведет всю бумажную документацию и контролирует работу всех отделов.
Неплохо нанять своего юриста, который прямо на месте помогает оформить все необходимые документы. Бухгалтерские услуги легче и дешевле отдать на аутсорсинг. Также понадобится водитель катафалка и разнорабочие, которые выполняют работы непосредственно на кладбище.
Затраты на похоронные услуги
Стартовые вложения ритуального бюро неразрывно связаны с перечнем услуг, которые оно будет оказывать. Попробуем примерно подсчитать расходы такого бизнеса “под ключ”.
Статья расходов | Сумма в рублях |
Регистрация бизнеса | 10 000 |
Аренда | 160 000 |
Ремонт и дизайн | 30 000 |
Наружное оформление | 10 000 |
Катафалк | 500 000 |
Транспорт для сопровождающих (2) | 1 000 000 |
Оборудование | 50 000 |
Кассовый аппарат | 8 000 |
Рекламная кампания | 20 000 |
Непредвиденные расходы | 15 000 |
Итого | 2 073 000 |
Ежемесячные расходы предстоят следующие:
- аренда;
- зарплата сотрудникам, в том числе бухгалтеру;
- коммунальные платежи;
- пополнение запасов товаров;
- рекламное продвижение;
- прочие мелкие расходы.
Заработок на салоне ритуальных услуг
Заработок ритуального бюро зависит от множества факторов. Это и количество клиентов, и репутация, и грамотное продвижение агентства, и умение владельца наладить работе. Рентабельность подобного бизнеса — 25-30%. Вернуть вложенные средства получится через год-полтора при успешной работе.
Как рекламировать бизнес
Раздача флаеров и листовок — это деньги брошенные на ветер. Никто не будет хранить такой листочек, одни из суеверия, другие за ненадобностью. Это ведь очень непредсказуемый бизнес, часто смерть приходит совершенно неожиданно.
Лучшей рекламой станет ваша репутация, которая будет разноситься “сарафанным радио”.
Важно, чтобы услуги предоставлялись круглые сутки, опять же из-за момента неожиданности. Для этого необходимо наладить работу ночных дежурных, которые готовы принять звонок клиента и рассказать коротко о первых шагах и предоставляемых услугах.
Можно создать странички в популярных социальных сетях и привлечь на раскрутку специалиста по таргетинговой рекламе. Или обратиться в рекламное агентство, у которых есть достаточный опыт для продвижения всевозможных услуг, в том числе и ритуальных.
Чтобы увеличить доходы, неплохо к услугам добавить предоставление зала для поминок. Это избавит родственников от дополнительной суеты и добавит вам жирный плюс к репутации.
Со временем специалисты советуют открыть свою столярную мастерскую по производству гробов. Это значительно сократит расходы. Также в этом помогут цеха для производства памятников, нанесению на них надписей и рисунков, изготовление оградок и остальной мелкой атрибутики.
Ритуальное бюро может стать хорошим и стабильным источником дохода, если правильно наладить работу и вложить в свой бизнес все свое время и душу.