На протяжении многих лет радио было постоянным спутником многих людей. Это потому, что, в отличие от телевидения, радиослужба может быть легко подключена с помощью простого устройства, которое можно носить с собой. Устройством может быть транзисторный радиоприемник, мобильный телефон или любое устройство с выходом в Интернет.
Хотя изобретение телевидения в 1950-х годах способствовало сокращению числа людей, ежедневно слушающих радио, но благодаря диверсификации радиостанций они смогли вернуть себе некоторых слушателей.
Однако, стать рупором своего района или города — идея далеко не дешевая. Скорее всего, предпринимателю понадобится крупный кредит или привлечение сторонних инвесторов. Но если идея захватила вас полностью, стоит рассмотреть нюансы открытия подобного бизнеса.
Как открыть свою радиостанцию
Вопросов — куча:
- во сколько обойдется;
- как получить лицензию;
- какую позицию радиовещания выбрать;
- как зарегистрировать радио;
- какое оборудование понадобится;
- реклама и продвижение.
И даже это еще не все. Еще море вопросов, на которые нужно искать квалифицированные ответы, чтобы не прогореть уже на ранних стадиях. И даже в случае, если вам удастся найти всю необходимую информацию, результат ожидайте 50/50.
Кроме того, существует такое понятие, как конкурсный сбор. Его размер разнится в зависимости от региона. В Москве и северной столице его он исчисляется шестизначными цифрами. Для регионов сумма, конечно, поскромнее.
Пошаговый план: как открыть радиостанцию
Большинство инвесторов и некоторые финансовые учреждения готовы вложить капитал в новую радиостанцию в зависимости от типа приобретаемого оборудования. Конечно, если предприниматель хочет привлечь капитал для радиостанции, ему понадобится бизнес-план. Этот документ должен включать отчет о прибылях и убытках, анализ денежных потоков, баланс, и пункт с коэффициентами выгоды бизнеса. Кроме того, необходимо провести полный демографический анализ целевого рынка.
Как и для любого бизнеса, открытие радиостанции пройдет следующие этапы.
Регистрация бизнеса
Получение частот и лицензий на вещание — самая сложная часть бизнеса. Для радиостанции нужно выбрать форму ООО. Это необходимо для получения лицензии, другие формы тут не подойдут. Кроме того, в уставе организации необходимо прописать технические детали вещания и направления деятельности радиостанции.
Если вы планируете вещание на какой-то один субъект Российской Федерации, нужно обратиться в местные органы. Если два и более — то в федеральную службу.
Регистрация бизнеса СМИ обойдется вам в районе 1500 рублей.
Место регистрации зависит от того, будете ли вы вещать только на свой город или на весь ваш район. Тогда вы должны регистрироваться либо в местном Федеральном округе, либо уже в московских организациях.
Понятно, что в небольших городках намного легче открыть радиостанцию, потому что уровень конкуренции невысок.
Однако, конкуренция — не самая большая проблема при создании подобного бизнеса. Гораздо важнее получить договор на трансляцию. Купить свою частоту очень сложно, особенно в больших городах. FM-диапазон в городах-миллионниках практически заполнен.
Именно поэтому логичнее начинать с ретрансляции. Разработка своей частоты вещания и собственной программы — совсем недешевый выход. Если вы не угадаете со своей аудиторией, ваша программа не “выстрелит”, вы потеряете все.
Ведущие программы уже создали свои схемы, которые хорошо “продаются”, имеют свою прочную, стабильную аудиторию, выстроенный успешный алгоритм. Но новички в бизнесе вряд ли могут позволить себе лишние средства для этого. Поэтому ретрансляция ведущей программы — наиболее успешный выход для старта.
Гораздо результативнее будет завоевание своей аудитории на ретрансляции, успешный выход на рынок, и лишь после успеха — разработка собственной программы и собственной трансляции.
В последнее время радиостанции стали более изобретательными в разработке программ, которые могут помочь им поддерживать устойчивую аудиторию. Это важно, потому что чем больше у вас аудитория, тем более привлекательным рекламным спонсором вы станете. Помните, что основной доход радио — это реклама.
Помимо основных документов для регистрации бизнеса, для радио нужна лицензия от МПТР. И получить ее не так уж легко. Как минимум понадобится несколько поездок в столицу. И это если все заполнено правильно. В противном случае вы получите по почте конверт со списком ошибок и придется все заполнять по новой.
Кроме того, от Роскомнадзора необходимо получить две лицензии: одну — вещательную, другую — связную. Срок их действия — 10 лет.
Читайте также: Бизнес-план детского кафе
Конкурс
Для его прохождения необходимо внести конкурсный сбор, сумма которого зависит от района открытия бизнеса. Он сильно разнится в городах-миллионниках и региональных центрах. Впрочем, есть регионы, где не проводятся конкурсы, но в этом случае понадобится уплата МРОТ в сумме до 50 000. Ориентируйтесь на размер 30 средних зарплат.
И опять же все зависит от многих факторов: размер зоны вещания, охват стран СНГ, инвестиции от иностранных фирм или даже физических лиц в вашем бизнесе.
Как открыть свое радио: придумываем название
Как открыть радиостанцию и как ее назвать — это очень важный момент. Ваш эфир будет крутиться в эфире сутками и название тут играет огромную роль. Оно должно вызывать только положительные эмоции.
Помните, оно будет постоянно на слуху, поэтому важно, чтобы название было запоминающимся, легким, интересным и отражающим смысл бизнеса. Да, сложно…
Помимо названия очень важно придумать оригинальный логотип. Он также должен врезаться в память и нравиться слушателям. Помните, что при удачном начале он поможет вам заработать больше денег. Вы сможете продавать футболки, майки, чашки, календари со своим логотипом и получать на этом дополнительный доход.
Читайте также: Своя мини-типография
Аренда помещения и закупка оборудования: сколько стоит открыть радиостанцию
Пожалуй, это две наиболее затратные статьи при открытии бизнеса. Что касается помещения, затраты на него очень разнятся в зависимости от городов России. В мегаполисах аренда зашкаливает, в городах же регионального уровня цены поспокойнее.
Необходимое оборудование:
- акустика;
- аппаратура;
- антенны;
- мебель;
Это может обойтись вам по сегодняшним ценам до 10 млн рублей. Также важно знать, что студий необходимо иметь две — записывающую и эфирную. Все устройства должны монтировать профессионалы, так вы получите бесперебойную их работу.
Для помещения особых требований не предъявляется, помимо хорошей звукоизоляции.
Для регионов можно обойтись оборудованием поскромнее или попользоваться платными услугами по аренде от других радиостанций. Ну и наборы аппаратуры для радиостанций также зависят от производителей.
Подбор сотрудников зависит от размеров вашего радиоузла. Точн понадобится техник по уходу за оборудованием и ведущий. Но к последнему предъявляются много требований. Он должен обладать не только четкой дикцией и притягательным тембром голоса, но и иметь чувство юмора, быть интеллектуально образованным и уметь поддержать интересный разговор.
Реклама радиостанции
Тут очень много нюансов. Пожалуй, не стоит тратить деньги на печатную продукцию: флаеры, буклеты и тому подобное.
Наймите людей подходящих талантов. Выбор их зависит от формата вашей станции. Если, например, вы предлагаете своему сообществу формат, ориентированный на новости, в эфире должны быть журналисты СМИ. Конкурентоспособная заработная плата отражает размер рынка — малого, среднего или большого — на котором расположена ваша станция.
Радиостанция — это очень специфический рынок. Он требует не только творческого подхода, но и внушительного стартового капитала.
Помните, что основной доход радиостанции зависит от рекламы. Поэтому, чем шире ваша аудитория, тем выше заработок.
Что касается плюсов и минусов подобного бизнеса:
Плюсы:
- стабильный источник дохода в случае успеха;
- возможность выражать свои творческие способности, доносить свои мысли и идеи населению (в зависимости от формата вещания).
К минусам в первую очередь нужно отнести высокие стартовые инвестиции. Не в последнюю очередь относятся получение лицензий и кучи остальных документов, необходимых для старта, а также длительное ожидание их получения.
Если вы открываете радиостанцию в большом городе, то для победы над конкурентами придется попотеть. Либо вы должны придумать интересный формат, либо какую-нибудь фишку, чтобы заинтересовать радиослушателя. Поскольку вложения довольно высоки, срок окупаемости бизнеса также велик.
Читайте также: Лучшие идеи бизнеса/заработка для студентов