Домой / Помощь начинающему бизнесмену / Этапы развития бизнеса в его жизненном цикле

Этапы развития бизнеса в его жизненном цикле

Рассмотрим этапы развития бизнеса, из которых состоит его жизненный цикл. А также, зачем обеспечивать собственное дело инвестициями, даже на стадии «зрелости».

Каждая компания в своем жизненном цикле движется по уже известным этапам, независимо от сферы деятельности. Если взять как пример: сферу общественного питания, промышленное производство и торговлю, то даже в таких противоположных сегментах можно найти схожие процессы и сложности, которые экономисты отождествляют с живым организмом. И из этих стадий формируется весь жизненный цикл развития бизнеса.

Это сопоставление стало возможным еще по одной причине. В начале каждой очередной фазы развития , бизнес приходится «кормить», чтобы он существовал и эффективно развивался. Есть несколько способов для привлечения денег на развитие бизнеса.

Этапы развития бизнеса в его жизненном цикле

1. Стадия основания, становления бизнеса

На первой стадии открытия бизнеса предприниматель, как правило, просчитывает следующие моменты: насколько жизнеспособна идея, предусматривает все возможные риски, определяет издержки возможные на первом этапе, составляет бизнес-план.
После этого можно регистрировать юридическое лицо, подбирать команду, привлекать первых клиентов и выбирать вариант финансирования бизнеса.

Определить какой способ мобилизации средств подойдет компании можно по–разному. Важными факторами для правильного выбора являются род деятельности и понимание того, как руководитель видит дальнейшее развитие бизнеса.

Конечно, какую-то долю первоначального капитала необходимо собрать своими силами. Можно просто накопить средства или использовать имущество для залога с целью получения денег. Если же собственных активов для начала будет недостаточно, то можно выбрать и воспользоваться одним из предложенных способов финансирования бизнеса:

  1. Государственная поддержка
    Если деятельность фирмы важна для региона, то предприниматель вправе похлопотать о финансовой (и не только) поддержке государства в рамках программ помощи при открытии бизнеса.
  2. Краудфандинг
    «Коллективное финансирование» на первом этапе проекта может быть эффективным, в случае если на рынок запускается креативный проект или редкий продукт, т.е. что-то, что клиенты охотно покупают.
  3. Венчурный инвестор
    Компания – новичок с технологической направленностью на стадии основания, может заинтересовать венчурного инвестора. Как правило, такой инвестор является экспертом в сфере технологий. Поэтому он размещает свои ресурсы в стартап – проектах с тенденцией быстрого развития. Такой инвестор обычно предполагает значительный прирост своих средств. Резервы для него – это не только денежные средства, но и запас знаний. Поэтому венчурный инвестор может давать рекомендации в отношении стратегии развития бизнеса, подбирать и готовить персонал, предоставлять необходимые контакты, чтобы за короткий срок достигнуть цели и оправдать свои капиталовложения.
    Если предприниматель допускает в свой бизнес венчурного инвестора, то ему имеет смысл, вкладывать в дело не менее 50% личных средств. В противном случае есть риск, что компаньон будет оказывать чересчур большое влияние на развитие бизнеса, так как для него главный смысл увеличение дохода.
  4. Лизинг
    Если на стадии открытия бизнеса фирме надо приобрести транспорт, серьезное оснащение или офис, то лизинг предоставляет такую возможность. Предприниматель может арендовать все из того, что его интересует с перспективой окончательного выкупа. Лизинговый платеж не нанесет большой урон бюджету, а приобретенные материальные ценности обычно быстро становятся рентабельными. Потому что все время пока компания делает взносы за аренду, оборудование уже задействовано в работе и дает доход, т.е. оправдывает расходы на него.

2. Стадия выхода в ноль

На этой стадии развития компания уже в состоянии отбить часть средств, которые были затрачены на этапе становления бизнеса. В этот период у фирмы увеличивается минимальный доход, что позволяет ей сохранять жизненный цикл, т.е. использовать средства, которые дает товарооборот для последующих закупок продукции. Но предприятию по-прежнему нужны деньги на развитие бизнеса, нужен более высокий подъем прибыли, чтобы иметь возможность принять в компанию очередных помощников или приобрести новую партию изделий. Поэтому на этой стадии бизнесу также необходимы спонсоры:

  1. Микрофинансовые организации
    Предложения по займам в МФО для развития бизнеса в значительной степени разнятся с предложениями для потребительских займов. Годовая ставка по ним намного ниже (20%). Более того в каждом районе есть микрофинансовые организации коммерческого финансирования, которые предоставляют предпринимателям средства по пониженному тарифу – 8-9% в год.
  2. Краудфандинг
    На этой стадии развития компании также возможно использовать вид «коллективного финансирования». А в случае, если предприятие изготавливает продукцию, то оно может использовать краудфандинговую площадку как еще один рынок сбыта.

3. Стадия роста бизнеса

На этой стадии жизненного цикла развития бизнеса доходы компании растут, количество клиентов увеличивается. В этот момент имеет смысл погасить задолженности, принять на работу дополнительных специалистов, увеличить нормы по производству изделий. Добавочные вливания средств на этой стадии можно использовать для повышения качества обслуживания и разрешения вопросов, которые сдерживают дальнейший рост компании. Предположим, что отдел доставки нуждается в пяти автомобилях, вместо двух. Или сайт фирмы требует больших доработок.

Также на этом этапе есть большой риск наткнуться на кассовые разрывы. Речь идет о том, что средства от оборота продукции получены, но на руках их все еще нет и нет возможности использовать их в дело или расходовать.

  1. Подключение фактора
    Если компания занимается продажами, то в данный момент у нее увеличивается число покупателей, а значит, надо увеличить товарооборот. Все больше предпринимателей реализуют продукцию и сервис с задержкой оплаты. Например, приобрели или распродали продукцию сегодня, а средства за него поступят лишь через месяц или два. Чтобы избежать кассового разрыва, есть возможность привлечь к совместной работе между потребителем и продавцом фактора. Отдельная фирма или банк оплачивает продавцу за продукцию в момент получения, а у потребителя появляется возможность оплатить покупку через некоторое время и уже фактору.
  2. Лизинг
    И на этой стадии развития бизнеса, если фирме необходимо новое оснащение, транспорт или недвижимость можно не приобретать, а арендовать в лизинг с последующим выкупом, в момент, когда оснащение даст возможность увеличить доход.
  3. Кредит
    Молодой компании, действующей не более двух лет, согласуют получение денег на развитие бизнеса с высокой вероятностью. Можно также рассчитывать на выгодные условия и гарантийную поддержку по кредиту в микрофинансовых организациях и банках, которые сотрудничают с государственными проектами помощи бизнесу.
  4. Продажа доли бизнеса
    С помощью этого варианта финансирования бизнеса можно собрать средства на последующее развитие и приобрести партнера. Чтобы миновать вероятных разногласий и избежать последствий от нечестного компаньона выбирайте его тщательно. В обязательном порядке по закону зарегистрируйте продажу компании, подготовьте соглашение, в котором будет определенно написано, какие полномочия есть у участников и на что они могут влиять в бизнесе.
  5. Соинвесторы
    Компания удачно развивается на этой стадии бизнеса и у нее большие перспективы для привлечения спонсоров. Подыскивать их можно внутри своего окружения, сослуживцев и друзей, на краудлендинговых площадках и отраслевых форумах.

Этапы развития бизнеса в его жизненном цикле

4. Стадия зрелости бизнеса

На этой стадии развития компания уже сильно не увеличиваться, и проявляет стабильность к кризисным ситуациям. Сложности в экономике (например, повышение стоимости на сырье) или непредвиденные обстоятельства не могут иметь для дела серьезные последствия. На этот случай нужно иметь финансовую подушку безопасности. Она даст возможность предприятию перенести переломный момент и отыскать решение в сложившейся ситуации.

Опасности для развития бизнеса на этом этапе по-прежнему есть, и отпускать все в свободное плавание не рекомендуется. Контроль за обстановкой позволит компании продолжительное время задержаться на этой стадии и использовать возможности для расширения предприятия в дальнейшем. Для этого понадобятся деньги на развитие бизнеса. Например, сделать шире географию и увеличить товарооборот. Или добавить количество торговых пунктов в своем районе.

Заинтересовать новые капиталы на этой стадии развития компании возможно теми же способами:

  1. Краудинвестинг
    Краудинвестинг – возможность взять займ на площадках специального назначения в интернете. На этой стадии развития бизнеса у возможных спонсоров, по всей вероятности, не должны появиться вопросы к балансу компании и получение займа не займет много времени.
  2. Кредит
    Кредит для расширения предприятия на стадии «зрелости», является надежным вариантом получения денег на развитие бизнеса. При этом возраст компании вовсе исключает возможность получить его на льготных условиях.
  3. Ценные бумаги
    Законодательство предоставляет предпринимателям возможность напечатать ценные бумаги, чтобы получить деньги на финансирование бизнеса.

Например, держатель акций обеспечивает компанию средствами и в итоге приобретает долю от дохода фирмы. Акционеры становятся совладельцами предприятия. Их точку зрения на дальнейшие развития бизнеса, обязательно, надо будет принимать во внимание.
Или можно выбрать вариант облигации, когда компания использует средства клиента и берет на себя обязательства, через определенное время отдать их с процентами.

5. Стадия упадка бизнеса

Эта стадия завершает жизненный цикл развития бизнеса. Если доходы компании падают, затраты возрастают, а заказчики уходят, то это характерные черты этапа упадка. Но эта стадия не всегда является признаком будущей ликвидации компании. На этом этапе дело все еще возможно сохранить.

Не спешите решать задачу введением денежных средств. Узнайте, в чем суть проблемы. Может быть средства расходуются непродуктивно и бюджеты просто надо распределить по другому.

Отладьте работу основных направлений, рискните добавить в дело что-то принципиально новое. Попробуйте использовать административные распоряжения. Например, улучшите структуру поощрения работников или введите схему для повышения эффективности их деятельности. Решитесь на долгосрочные преобразования. Начните реализовывать продукцию, которую не используют соперники. Создайте полезное мобильное приложение, которое поможет новых заказчиков. А средства на эти нововведения можно изыскать уже привычными для Вас методами.

Итоги и выводы

В этой статье мы рассмотрели основные стадии развития бизнеса. А также, какие есть способы для привлечения денежных средств на финансирование бизнеса на каждом из этапов его становления.

Не всегда бывает так, что компания проходит все эти пять стадий на своем пути развития. Они не будут наступать друг за другом в жесткой последовательности. Кто-то из этапа открытия сразу попадает в стадию упадка. А кто-то растет год за годом и ,постоянно, возвращается в этап зрелости из этапа расширения и обратно. Это происходит, потому что у каждой компании есть специфические особенности. А также, многое зависит от принятых решений, которые напрямую оказывают влияние на весь жизненный цикл развития бизнеса.

Применяйте свои знания на практике, принимайте решения и пусть каждый ход, который Вы делаете в направлении развития бизнеса, будет удачным. И не забывайте использовать 10 правил достижения успеха в бизнесе!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *